ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭНЕРГЕТИКИ БЕЛАРУСИ

Модернизация действующей энергосистемы, использование возобновляемых источников энергии, сокращение энергоемкости ВВП, диверсификация источников поступления углеводородного сырья, развитие атомной энергетики - важнейшие факторы обеспе­чения энергетической безопасности страны. О том, как будут развиваться эти направле­ния энергетической отрасли, рассказал в ходе онлайн-конференции, организованной БЕЛТА, заместитель Министра энергетики Беларуси Михаил Иванович МИХАДЮК.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
   Инвестиции в реконструкцию и строительство объектов Белорусской энергосистемы за последние два года увеличились более чем в 1,5 раза. Всего за 2006-2009 годы на эти цели направлено $ 2152 млн. Объемы фи­нансирования в 2006 году составили $402 млн., в 2007-м - $481 млн., 2008-м - $660 млн., 2009-м -$609 млн. В 2010 и 2011 годах на модернизацию основных производственных фондов Белорусской энергосистемы (без учета строительства АЭС) планируется направлять ежегодно порядка $610 млн. При этом привлечение иностранных инвестиций может составить около $ 530-540 млн.
   Среди важнейших проектов Государственной комплексной программы модернизации, осуществление которых запланировано в текущем году, следующие:
 •  модернизация энергоблока № 5 Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин и увеличением мощности на 65 МВт;
 •  реконструкция Минской ТЭЦ-2 с созданием двух парогазовых блоков    мощностью    32,5    МВт каждый;
 •  замена турбины № 2 на Витебской ТЭЦ;
 •  строительство мини-ТЭЦ в Речице мощностью 5 МВт, работающей на местных видах топлива.

   В 2011 году намечено ввести новый парогазовый энергоблок мощностью 399 МВт на Минской ТЭЦ-5, газовую турбину 110 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, Гроднен­скую гидроэлектростанцию на реке
Неман мощностью 17 МВт. Кроме того, будут выполняться работы по строительству таких объектов на возобновляемых источниках энергии, как Полоцкая ГЭС на За­падной Двине мощностью 23 МВт, ветроэнергетическая установка мощностью 1.5 МВт в Гродненской области. В необходимых объемах будет осуществляться реконструк­ция и строительство электрических и тепловых сетей, в том числе для вводимого жилья.
   Выполнение данных проектов позволит ввести 725,5 МВт элек­трической мощности, экономить около 300 тыс. т у.т. в год, что рав­ноценно экономии $ 40 млн., заме­щать ежегодно около 70 тыс. т у.т. импортируемых энергоресурсов. Всего за 2006-2010 годы в резуль­тате технического перевооружения отрасли и повышения эффектив­ности производства будет сэко­номлено более 1 млрд. м3 природ­ного газа. Значительно повысится и надежность энергоснабжения по­требителей.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ
БЕЛОРУССКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА

   В рамках реализации Концепции энергетической безопасности Министерство энергетики разрабатывает Государственную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы на 2011 — 2015 годы.
   В целях повышения надежности и экономичности работы существующих энергоисточников планируется модернизация и реконструкция оборудования с повышением эффективности на Гродненской ТЭЦ-2, Минской ТЭЦ-5, Минской ТЭЦ-4, Бобруйской ТЭЦ-2. Намечена также установка генерирующего оборудования на котельных в Борисове и Могилеве, строительство парогазовых блоков на Лукомльской и Березовской ГРЭС с одновременным выводом неэффективного оборудования из эксплуатации. В целях диверсификации топливного баланса энергосистемы планируется строительство Зельвенской электростанции, работающей на угле. Она будет иметь два энергоблока мощностью порядка 480 МВт каждый.
   Реализация Государственной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы на 2011-2015 годы позволит значительно сократить износ основных фондов, повысить эффективность работы энергосистемы, вывести из эксплуатации ряд
неэффективного оборудования, создать необходимый резерв мощности для полного и надежного электроснабжения потребителей, обеспечить возможность перехода энергосистемы на самобаланс по электрической мощности и энергии и создать возможности для экспорта электроэнергии.

   Согласно проекту программы на 2011-2015 годы получат развитие системообразующие сети Белорус­ской энергосистемы и межгосудар­ственных линий электропередачи. К пуску первого блока белоруской АЭС планируется построить 400 км линий электропередачи напряжением 330 кВ, к вводу второго - еще 200 км. Предполагаются ежегодное строительство и реконструкция электрических сетей в объеме 2200 км, подстанций напряжением 35-330 кВ, замена и строительство около 150 км тепловых сетей в год.
   В целях осуществления стабильного импорта (обмена) электроэнергии планируется усиление внешних связей с соседними государствами. С польской стороной прорабатываются вопросы строительства межгосударственной линии электропередачи пропускной способностью порядка 5 млрд. кВт-ч в год. Реализация этого проекта создаст технические возможности для увеличения в перспективе экспорта электроэнергии в сопредельные государства и транзита электроэнергии через территорию республики, а также диверсификации ее поставок в нашу страну.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
   В стране создана нормативная правовая база, определяющая правовые условия инвестиционной деятельности. Она гарантирует равные права отечественным и иностранным инвесторам независимо от их форм собственности, стимулирует инвестиции и создает условия для защиты прав инвесторов на территории республики. Правовые условия деятельности инвесторов соответствуют основным критериям рыночной экономики. Развитость белорусского инвестиционного законодательства высоко оценивают международные финансовые организации и частные инвесторы. Основополагающим правовым документом, определяющим условия осуществления инвестиционной деятельности в энергетической отрасли Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В ноябре 2009 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Согласно декрету реализация инвестпроектов на территории республики может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь на основании решения республиканского органа государственного управления, в частности Министерства энергетики. Для заключения такого договора  разработка бизнесплана инвестиционного проекта и государственная комплексная экспертиза по нему не требуются.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
   Министерство энергетики проводит интенсивную политику по привлечению внешних инвестиций для реализации приоритетных инвестпроектов. Доля иностранных инвестиций в структуре финансирова­ния строительства и реконструкции энергетических объектов возросла с 1,2 % в 2006 году до свыше 50 % в 2009 году. Если в 2006 году их объем составлял $ 5 млн., то в 2007-м -$91,5 млн., в 2008-м - $ 142,2 млн. Объем финансирования программы модернизации Белорусской энергосистемы в 2009 году достиг $ 609 млн., в том числе иностранные инвестиции составили $ 369,4 млн. при запланированных $ 345 млн.
   В перечне проектов, для реализации которых привлечены иностранные инвестиции, - реконструкция Минской ТЭЦ-5 и Минской ТЭЦ-2 (подписаны контракты с Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству), энергоблока № 5 Березовской ГРЭС, а также строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Пружанах.

Кроме того, заключены контракты, предусматривающие привлечение внешних кредитов на общую сумму $ 200,4 млн. для осуществления следующих проектов:
•  реконструкция Гродненской ТЭЦ-2 (контракт на $ 55,6 млн. с индий­ской компанией BHEL);
•  строительство Гродненской ГЭС на реке Неман (контракт на $ 15 млн. с чешской компанией «Мавел»);
•  создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице (контракт на $ 30 млн. с австрийской фир­мой «Политехник»);
•  строительство Полоцкой ГЭС (дого­вор на сумму $ 99,8 млн. с россий­ским ОАО «Технопромэкспорт»).

   В 2010 году планируется при­влечь иностранных инвестиций на общую сумму более $ 500 млн.
   В сфере привлечения прямых инвестиций ведется работа с компанией CTY GROUP (Чехия) по созданию на базе РУП «Белоозерский энергомеханический    завод»    совместного предприятия по производству трубопроводных систем высокого давления. В рамках реализации соглашения о сотрудничествес компанией «Кульчик Холдинг» (Польша) белорусской и польской сторонами принято решениеоб организации работы по созданию СП в июле 2010 года для реализации инвестиционного проекта «Строительство угольной Зельвенской КЭС». Предполагается, что мощность станции составит 600-900 МВт. Разработка обоснований инвестированияв этот проект должна завершиться в феврале. Предусматривается создание совместного производства электротехнического оборудования в ОАО «Белэнергомонтажналадка» с компанией HEAG (Китай).
   Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры с потенциальными иностранными инвесторами о реализации таких проектов, как строительство линии электропередачи напряжением 400 кВ Россь-Нарев с вставкой

постоянного тока (с «ПСЕ-оператор», Польша), строительство ТЭЦ-ПГУ в Бресте мощностью около 230 МВт (с ООО «БелЭнергия», Италия), создание гидроэлектростанций на реках Неман. Западная Двина и Днепр, строительство и реконструкция подстанций и линий электропередачи напряжением 330/110 кВ (с китайскими корпорациями) и др. Рассматривается вопрос получения в 2010-2015 годах от китайских банков кредитов в размере порядка $ 2,5 млрд. для строительства и реконструкции энергообъектов на территории Беларуси.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА
   В 200Э году объем потребления местных топливно-энергетических ресурсов в энергосистеме составил 178,4 тыс. т у.т. К настоящему времени в отрасли реализованы проекты по использованию местных видов топлива в городах Осиповичи, Вилейка, Пинск, Жодино, Бобруйск, Ореховск, Пружаны; установлен паровой котел на Жодинской ТЭЦ производительностью 60 т пара в час, работающий на МВТ; введены з строй две мини-ГЭС: Зельвенская и Миничская; ведется строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива з Речице. Эксплуатация данных объектов в 2010 году обеспечит 2,1 % использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе энергосистемы.
   В целях диверсификации топливно-энергетического баланса в республике будут построены атомная и угольная электростанции. Доля ядерного топлива в топливно-энергетическом балансе составит до 5 млн. т у.т. (30 %), каменного угля - свыше 1 млн. т у.т. (6,3 %), местных топливно-энергетических ресурсов (торфа, древесного топлива, гидро- и ветроэнергии, вторичных энергоресурсов) - около 0,7 млн. т у.т. (4,3 %). Благодаря оптимизации топливно-энергетического баланса энергосистемы доля природного газа в нем сокра­тится с 94 % в 2008 году до 55 % к 2020 году.
   В республике получит дальнейшее развитие возобновляемая энергетика. Начато строительство двух гидроэлектростанций: Гродненская ГЭС будет введена в строй в следующем году, заключен контракт на строительство Полоцкой ГЭС. Привлекаются внешние инвесторы для строительства еще ряда гидроэлектростанций.
Будет развиваться также ветроэнергетика. Уже приступили к реализации проекта по установке ветротехники в Гродненской области. Контракт на поставку ветроустановки заключен с одной из китайских компаний. Выделен ряд площадок в стране, на которых можно разместить ветропарки. Республика заинтересована в том, чтобы такая энергетика развивалась. У инвесторов также есть сегодня интерес к созданию ветропарков.

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
   В Беларуси планируется построить атомную электростанцию, состоящую из двух энергоблоков общей мощностью около 2,4 тыс. МВт, с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году и второго - в 2018 году. Строительство АЭС позволит укрепить энергетическую безопасность страны, снизить себестоимость производства электроэнергии, а следовательно, и рост тарифов на ее отпуск. Уменьшатся выбросы парниковых газов, будут выведены из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности.  Годовой  объем  закупок  природного  газа  сократится  на  4-5 млрд. м3.
   Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС в мире колеблется от 12 до 25 % (на обычных электростанциях - около 70 %).
Рост цен на урановое сырье (оно занимает в топливной составляющей 8-10%) не приведет к значительному росту тарифов, как при росте цен на органическое топливо. Следует также отметить, что строительство атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС.

   Выполнение заказов для АЭС позволит поднять технический, технологический уровень промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом. В 2009 году в стране начато строительство пионерной базы, в нынешнем году эта работа будет продолжена. Пионерная база предназначается в основном для строительства города энергетиков и для подготовки основной производственной базы по сооружению АЭС. Уже начались работы по созданию основной производственной базы.
   Продолжается формирование договорной базы с Россией в области обеспечения строительства АЭС. Так, 28 мая 2009 года с Российской Федерацией подписано соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. 16 ноября 2009 года оно вступило в силу. В настоящее время завершается работа над межправительственным соглашением о сотрудничестве по строительству АЭС на территории Беларуси. Это соглашение будет проходить внутригосударственные процедуры в России; в Беларуси они уже практически завершены. Продолжается работа и над контрактным соглашением. Генеральный контракт предполагается подписать в первом полугодии. Российская сторона не возражает против выделения кредита. Его сумма будет уточняться. Подписание этого документа позволит своевременно финансировать проект и начать работу по заказу оборудования на заводах-изготовителях.
   В проекте атомной электростанции, которая будет сооружена в Беларуси, предусмотрен специальный цех для переработки ядерных отходов. В течение определенного периода они будут находиться на станции, затем в специальных контейнерах перевезены в специальный могильник. Что касается отработанного топлива, то планируется использовать специальную технологию. Отработанное топливо будет изыматься, определенное время храниться в бассейнах выдержки, охлаждаться и храниться в специальных транспортно-упаковочных контейнерах. На АЭС предусмотрены соответствующие помещения для хранения отработанного топлива. По договоренности с Россией при обращении Беларуси российская сторона может забирать отработанное топливо на переработку.

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
   Министерства энергетики Республики Беларусь и Российской Федерации разработали проект Программы расширения белорусско-российского сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Целью данного документа являет­ся осуществление в среднесрочной перспективе согласованного ком­плекса мероприятий, направленных на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газо- и нефтехимической отраслях, электроэнергетике, атомной энергетике, в сфере повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Реализация программы будет содействовать укреплению энергетической безопасности Беларуси и России, обеспечению потребности внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах, расширению  экспортного  потенциала  и устойчивому росту национальных экономик на основе эффективного использования энергии.

   Предусматривается, что сотрудничество будет осуществляться в результате гармонизации энергетической политики Беларуси и России, выполнения совместных энергетических проектов. Предполагается разработка инструментов, регулирующих совместную внешнеэкономическую деятельность, в том числе подготовка соглашений и совместных программ по различным сферам деятельности в ТЭК. При подготовке проекта программы белорусская сторона основывалась на принципе создания равных условий для субъектов хозяйствования России и Беларуси, заложенном в Договоре о создании Союзного государства, а также на договоренностях, достигнутых в рамках Союзного государства, СНГ и ЕврАзЭС.
   Проект программы одобрен Президиумом Совета Министров Беларуси. 28 октября 2009 года документ был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Совета Министров Союзного государства. 10 декабря вопрос о программе рассмотрен на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.
   В настоящее время ведется доработка проекта программы по трем неурегулированным вопросам в газовой и нефтяной сферах. Наиболее принципиальным из них для Беларуси является вопрос ценообразования на поставку в республику российского природного газа на основе принципа равнодоходности при формировании Российской Федерацией внутренних и экспортных цен на газ. Выполнение программы позволит обеспечить перевод двустороннего торгово-инвестиционного сотрудничества в сфере энергетики на новый количественный и качественный уровень. Широкий спектр мероприятий по сотрудничеству в ТЭК, их актуальность и обоснованность, определенность сроков реализации и адресность обеспечат развитие энергетики в интересах Республики Беларусь и Российской Федерации. Результатом должны стать эффективная реализация внешнеэкономического потенциала субъектов хозяйствования, осуществление (увеличение) экспорта электроэнергии в третьи страны, а также услуг по транзиту электроэнергии и газа. Предполагается улучшение финансового состояния энергетических предприятий и создание предпосылок для их стабильной работы в условиях развития рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе, совместная реализация инвестиционных проектов, в том числе строительства АЭС, гидроэлектростанций, подземных хранилищ газа на территории Беларуси.

Материал подготовлен по итогам
онлайн-конференции с участием
заместителя Министра энергетики
Республики Беларусь М. И. Михадюка

Свернуть >>>