Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны

Брюшко Павел Иванович
1914-1999

Работал на строящейся Молодечненской городской электростанции слесарем, мастером механической мастерской, в 1951-1954 гг. — заместителем начальника топливно-транспортного цеха, руководил ремонтно-строительным цехом. С 1964г. по 1974г. — мастер по топливно-транспортному оборудованию. В годы Великой Отечественной войны — капитан, участвовал (февраль 1942 – май 1945) в боевых операциях на 1-м Украинском фронте. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и юбилейными медалями.

«Вся моя трудовая деятельность прошла на Молодечненской электростанции. В начале 1949 года приехал к родственникам погибшего в 1943 году родного брата и устроился на строительство ГЭС (городской электростанции) бригадиром слесарей в мехмастерскую. Территория стройки была обнесена колючей проволокой, а на сторожевых вышках стояли часовые, охраняли пленных немцев, строивших здесь здание конторы. Рядом уже был возведен барак, где жили некоторые работники и руководство электростанции. Имелась пристройка, где помещался дизель. В середине 1949 года прибыл в собранном виде котел «Митчелл». Его вручную пришлось перемещать с железнодорожной линии в котельный цех с помощью лебедок на катках. Это был настоящий адский труд. Один из пальцев моей руки тогда был травмирован.

Вскоре котел, работающий на каменном угле, был заменен на более мощный фирмы «Бабкок-Вилькокс». Топливоподачу торфа к нему монтировали те же пленные немцы.

Грузили, возили и разгружали торф вручную. Работали в три смены. Вагонетки было очень тяжело подавать на подъем, а работали, в основном девчата. Чтобы облегчить труд рабочих, несколько раз ставил вопрос о подъеме путей, но руководство станции отмахивалось от этого. Я договорился со знакомыми путейцами и рано утром мы подняли путь, но не укрепляли пока, а поставили начальство перед фактом, что вагонетка сама идет по путям. Тогда, наконец, собрали бригаду и укрепили поднятый путь. Приходило очень много вагонов с торфом, за простой с зарплаты удерживали штраф. Поэтому приходилось работать и днем и ночью. По норме вагон нужно было разгрузить за 2 часа, но иногда подавали по 14 вагонов. Недалеко были курсы колхозных бухгалтеров-счетоводов. По договору они помогали нам разгружать вагоны, а я платил им за это. Поэтому наша электростанция не имела никогда простоев вагонов, и директор на планерках всегда говорил, что это заслуга Брюшко П.И.

Тогда все очень много работали. Я, например, дома был очень мало, потому что кроме основной, вел еще и общественную работу – 8 лет подряд избирался председателем профкома, возглавлял первичные организации ДОСААФ и ДПО.

Наша жизнь часто подвергалась опасности. Однажды, когда в глубокой траншее проводили сварочные работы на теплотрассе, меня со сварщицей засыпало землей. Спасло то, что успели прикрыться около труб и нас быстро откопали.

Всегда можно было положиться на членов своей бригады.

Это Янушкевич М.И., Цадко И.В., Каптенок В.И., Шафалович М.Д., Рыжковский В.А., Посох М.Д., Нечай А.Д., Радкевичи А.М. и П.С., Лебецкий А.В. и другие. Когда же были аварии, что-то не ладилось на котле, работали по очереди, потому что жара была невыносимая. Немножко отдыхали на квартире у главного инженера, который жил рядом в бараке и снова сменяли уставших товарищей».

* — по материалам к книге «Молодечненские электрические сети на пути к прогрессу 1949-2012гг.»